Испытание колес и соответствие стандартам и нормативам - залог безопасности
Типы испытаний
Качество колеса проверяется следующими типами испытаний, которые по европейским нормативам можно отнести к стандартным:
- Химический анализ и проверка механических характеристик материала
- Изгиб при кручении
- Испытание при качении
- Испытание на удар / ударная вязкость
- Испытание на коррозию (действия окружающей среды)
Химический анализ материала
Химический анализ и проверка механических характеристик является первым шагом, который определяет, являются ли эксплуатационные показатели используемого сплава идентичными тем, которые были заявлены производителем первичного материала.
Таким образом, анализируется образец материала, извлеченный непосредственно из колеса, определяется его химический состав и следующие механические свойства, которые являются фундаментально важными:
- Максимальная нагрузка сопротивления материала
- Максимальная нагрузка на сгиб и излом
- Процент растяжения
Изгиб при кручении
Испытание колеса на изгиб при кручении можно назвать самым критическим для колеса, так как симулирует максимальную нагрузку в повороте автомобиля и должно выдержать определенное количество циклов (1 800 000).
Для расчета максимальной нагрузки берутся во внимание максимально предвиденные нагрузки при худших условиях эксплуатации и важнейшие технические факторы, такие как вес автомобиля при максимальной загрузке, тип и размер автошины, ET и PCD колеса.
Результат испытания можно назвать позитивным, если полный цикл вращений не привел к излому или малейшим трещинам материала колесного диска.
Испытание при качении
При испытании качением симулируется максимальная нагрузка на автомобиль, определенное расстояние (около 1 800 км) и скорость (60-80 км/ч), тем самым симулируется обычные или критические условия эксплуатации. Это позволяет определить, как поведет себя колесо при повседневном использовании в разных условиях, найти и устранить недостатки конструкции, тем самым повысив его безопасность.
В этом случае колесный диск с установленной на него шиной прижимается к вращаемому барабану с четко рассчитанной нагрузкой, тем самым имитируя качение по дорожному покрытию.
Результат испытания можно назвать позитивным, если изначально заданное расстояние качения не привело к излому или малейшим трещинам материала колесного диска.
Испытание на удар
При испытании на удар проверяется такая важная для безопасности составная как ударная вязкость материала и применение этих качеств сплава при проектировании легкосплавного колесного диска. В данном случае имитируется удар колеса о преграду, бордюр или яму на дорожном покрытии. Таким образом, проверяется способность колеса противостоять разрушению обода или других критических участков при ударе.
На колесо с установленной шиной, размещенным под углом в 13° (норматив R124), сбрасывается груз с четко рассчитанным номиналом (в зависимости от предусмотренной максимальной нагрузки).
Результат испытания можно назвать позитивным, если удар не привел к полному излому колесного диска или потере давления в шине.
Испытание на коррозию
Проверка на качество поверхностного слоя и антикоррозийных качеств лакокрасочного покрытия гарантирует потребителям не только долгую сохранность колеса на эстетическом уровне, но и сохранность материала от воздействий негативных факторов окружающей среды и старения, что в свою очередь может со временем разрушить колесо, уменьшив тем самым его стойкость к механическим воздействиям.
Образец с обработанной поверхностью подвергается повреждению посредством нанесения крестообразных насечек и ударов щебнем (стандарт ISO 565) для имитации повреждений, имеющих место в ходе нормальной эксплуатации транспортного средства.
Проводится испытание в солевом тумане согласно стандарту ISO 9227
в течение 384 часов. После 192 часов испытания не должно быть никаких значительных признаков коррозии. После 384 часов коррозия не должна негативно затрагивать функциональные свойства колеса, а также элементы крепления и посадочную полку обода.
Применяемость
Соответствие нормам E.T.R.T.O
Производитель легкосплавных колесных дисков гарантирует их применяемость к предназначенному автомобилю, проводя в фазе проектирования детальную разработку колеса учитывая все особенности конкретного авто.
Учитываются стандарты и нормативы E.T.R.T.O. (European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободам и покрышкам)), что гарантирует полное соответствие колеса покрышкам, вентилям и балансировочным грузам.
Совместимость с деталями и узлами автомобиля
Использование системы CAD и прочих тестов в фазе проектирования позволяет производителю гарантировать отсутствие каких-либо возможных несовместимостей колеса с кузовом, тормозной системой и прочими узлами автомобиля.
Контроль технических данных автомобиля
Контроль технических данных автомобиля позволяет проверить соответствие следующих параметров:
Максимальная нагрузка на колесо (Load Capacity), ET, PCD, HUB (центральное отверстие), тип крепежа (болтов или гаек).
Как уже было описано, колесо определяется как очень важный компонент автомобиля в сфере безопасности, вследствие чего при производстве легкосплавных колес должна обеспечиваться их отслеживаемость.
Именно поэтому в большинстве стран были приняты соответствующие директивы и законы с целью обеспечения конечного потребителя возможностью замены этих компонентов на своих автомобилях без ущерба своей и общей безопасности.
В мире существуют также другие нормативы по безопасности колес:
KBA – действительна для рынка Германии;
ECE 124 – для всей территории Европы для взаимозаменяемых колес, т.н. запасных частей;
VIA – страны Азии;
JWL – действительна для Японии.
Полезная статья? Поделись с друзьями! Возникли вопросы? Звони +7 (926) 659-36-67 :)